Первая часть книги «Дизайн реального мира» - это обвинение
дизайнерскому сообществу, постановка вопросов о месте дизайнера в мире и
обществе. Он пишет о том, что дизайнеры во многом ответственны за то, что
вместо того, чтобы помогать людям и облегчать им жизнь, они делают из человека
потребителя, вынужденного покупать всё больше и чаще. Приводятся
немногочисленные примеры труда дизайнеров на благо общества: разработка
радиостанции из подручных материалов, вроде консервных банок и пучка провода,
для африканских деревень, создание пластиковой ленточки для самостоятельного
определения уровня истощения и некоторые другие. Красной нитью сквозь книгу
проходит мысль о том, что всякое решение можно сделать более удобным,
безопасным и, самое главное, дешёвым.
Много говорится о скандинавской дизайнерской школе,
приводятся примеры дизайнеров из этих стран. США критикуется постоянно, в
течение всей первой части, от сообщения о том, что школьные автобусы
американского производства гораздо хуже немецких до заявления, что пандусы
почти везде сделаны не для инвалидов, а для того, чтобы формально выполнить
требования закона о необходимости установки пандусов.